Главная » Статьи » Материалы для СМИ

За сказками!


За сказками!


Немало русских народных сказок заканчиваются словами: «Тут и сказочке конец, а кто слушал – молодец!». Однако «молодцом» должен быть и тот, кто эту сказку рассказывает или читает. По словам психолога Елены Карачковой взрослые совершают одну главную ошибку – дочитав сказку до конца, они закрывают книжку и не обсуждают с ребенком прочитанное. А, между прочим, сказки играют большую роль в развитии и воспитании ребенка.

 

Сказки – четыре аргумента «ЗА»: 

  • Слушая сказку, ребенок отождествляет себя с главным героем, проживает его жизнь. Поскольку сказочные истории отличаются друг от друга, это позволяет ребенку «побывать» в разных ситуациях.
  • Сказки – это красивый язык, слог, ритм. Они развивают у ребенка музыкальный слух,  без которого речь звучит неграмотно.       
  • Запоминая простые сказки («Репка», «Курочка Ряба»), ребенок тренирует память, у него расширяется словарный запас.     
  • Простые сказки помогают понять элементарные формы. Например: «И покатился колобок…». Ребенок понимает, что колобок – круглый, у него нет рук и ног, круглые предметы катятся. 

 

Читайте детям «страшилки»


Все сказки условно можно поделить на три группы: героические (в них главный герой наделен сверхсилой и потому побеждает), волшебные (главному герою помогают волшебные вещи, например, ковер-самолет или сапоги-скороходы) и философские или сказки-притчи. При этом чтение или пересказывание сказок – это не такое уж простое занятие, каким может показаться на первый взгляд. 

Психологи по этому поводу советуют:

В народных сказках скрыт некий важный смысл. Недаром говорится: «Сказка – ложь, да в ней намек…». Важно, чтобы ребенок сам понял этот смысл. Если же вы хотите ему объяснить, то такой разговор правильней начать: «Мне кажется, что…»;    

В возрасте «почемучек» (3-4 года) дети часто задают вопросы, которые вызывают у взрослых затруднения, например: «Почему колобок круглый?». В таком случае или попытайтесь объяснить это, но, лучше, спросите ребенка: «А как ты думаешь?». Ребенок всегда дает объяснение, которое ему понятно, зачастую оно звучит интересней «взрослого»;       

Спросите ребенка 10-12 лет: «Как ты думаешь, как живет Золушка во дворце?». Пусть он пофантазирует -- это всегда интересней самой сказки. Ребенок проживает то, что придумывает. В иносказательной форме сказки содержат код, как двигаться к цели. Придумывая сказку, ребенок сам «разгадывает» этот код. Неплохо, если и вы расскажете свою историю. Это поможет избежать конфликтности в переходном возрасте, поскольку таким образом вы приобщите ребенка к собственному внутреннему миру и станете ему более понятны;

После прочтения героической сказки неплохо спросить ребенка: «Как ты думаешь, откуда у героя такая сила?» и натолкнуть на мысль, что таким можно стать. Ребенок понимает, что, обладая этой силой (например, интеллект или хитрость), он сможет сделать что-то важное для себя. И у него появляется желание этой силой обладать; 

В сказках с плохим финалом концовку можно изменить. Например, спасти Колобка. Благополучный конец особенно важен для детей до 7 лет, когда они только начинают понимать, что такое смерть; Но основной философский смысл сказки – хвастался, вот и был съеден – должен быть сохранен.  Конец может быть другим, только если колобок изменит свое поведение. Такое изменение концовки сказки помогает научить ребенка устанавливать причинно-следственные связи, находить другой выход в проблемной ситуации. Помимо этого ребенок закрепляется в чувстве, что ошибки можно избежать, если хорошенько подумать.

Читайте детям "страшилки” -- это закаляет психику и характер. Переживание чувства всегда реально. У детей, да и взрослых тоже, накапливается много страха, который остается не пережитым. Сказка помогает «выплеснуть» этот страх, освободиться от него.  Разумеется, к выбору таких сказок нужно подходить осторожно: они не должны быть жестокими. Кроме того, желательно, чтобы главный герой был ровесником вашего ребенка и не совершал никаких преступных действий.

  

…………..

Как можно больше читайте маленьким детям о таких проказниках, как Буратино, Пеппи Длинный Чулок, Незнайка. Эти сказки развивают у ребенка чувство юмора и помогают легче переносить шутки в свой адрес.

…………….

 

Сказки разные нужны, сказки разные важны

В  американских сказочных историях главные герои работают, чтобы что-то получить. В русских же народных сказках герой ничего не делает сам, ему помогает какая-то волшебная сила – щука, волшебное кольцо и т.д., но в результате, тем не менее, получает полцарства. В реальной жизни мы чаще всего действуем также – надеемся, что чудо придет само. Однако ребенку важно читать и те, и другие сказки. Это формирует у него объективный взгляд на жизнь, поскольку об одной и той же вещи он слышит и читает по-разному. Кроме того, без чтения русских народных сказок он не сможет до конца понять страну, в которой живет, ее менталитет.  

 

Наши хитрости

Ребенка-непоседу бывает очень сложно уговорить съесть ложку каши «за маму» или «за папу» – ему не сидится на стуле, он всячески уворачивается от очередной порции. В этом случае психологи советуют рассказать или прочитать малышу сказку --  волшебные истории всегда вызывают интерес у детей и они успокаиваются.



Сказки читает Ольга Короткова 


Категория: Материалы для СМИ | Добавил: ElenaKarachkova (10.02.2013) E W
Просмотров: 1692 | Теги: детская психология, дети, ценности, сказки | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Психологические и личностные тренинги и семинары на Самопознание.ру Мой профайл на У ПСИХОЛОГА