За сказками!
Немало
русских народных сказок заканчиваются словами: «Тут и сказочке конец, а кто
слушал – молодец!». Однако «молодцом» должен быть и тот, кто эту сказку
рассказывает или читает. По словам психолога Елены Карачковой взрослые совершают одну главную ошибку – дочитав сказку до конца, они закрывают
книжку и не обсуждают с ребенком прочитанное. А, между прочим, сказки играют
большую роль в развитии и воспитании ребенка.
Сказки – четыре аргумента
«ЗА»: - Слушая сказку, ребенок отождествляет себя с
главным героем, проживает его жизнь. Поскольку сказочные истории отличаются
друг от друга, это позволяет ребенку «побывать» в разных ситуациях.
- Сказки – это красивый язык, слог, ритм. Они
развивают у ребенка музыкальный слух,
без которого речь звучит неграмотно.
- Запоминая простые сказки («Репка», «Курочка
Ряба»), ребенок тренирует память, у него расширяется словарный запас.
- Простые сказки помогают понять элементарные
формы. Например: «И покатился колобок…». Ребенок понимает, что колобок –
круглый, у него нет рук и ног, круглые предметы катятся.
Читайте детям «страшилки»
Все сказки условно можно
поделить на три группы: героические (в них главный герой наделен сверхсилой и
потому побеждает), волшебные (главному герою помогают волшебные вещи, например,
ковер-самолет или сапоги-скороходы) и философские или сказки-притчи. При этом
чтение или пересказывание сказок – это не такое уж простое занятие, каким может
показаться на первый взгляд.
Психологи по этому поводу советуют: В народных сказках скрыт некий важный смысл. Недаром говорится: «Сказка – ложь,
да в ней намек…». Важно, чтобы ребенок сам понял этот смысл. Если же вы хотите
ему объяснить, то такой разговор правильней начать: «Мне кажется, что…»;
В возрасте «почемучек» (3-4
года) дети часто задают вопросы, которые вызывают у взрослых затруднения,
например: «Почему колобок круглый?». В таком случае или попытайтесь объяснить
это, но, лучше, спросите ребенка: «А как ты думаешь?». Ребенок всегда дает
объяснение, которое ему понятно, зачастую оно звучит интересней
«взрослого»;
Спросите ребенка 10-12
лет: «Как ты думаешь, как живет Золушка во дворце?». Пусть он пофантазирует --
это всегда интересней самой сказки. Ребенок проживает то, что придумывает. В
иносказательной форме сказки содержат код, как двигаться к цели. Придумывая
сказку, ребенок сам «разгадывает» этот код. Неплохо, если и вы расскажете свою
историю. Это поможет избежать конфликтности в переходном возрасте, поскольку таким образом вы приобщите ребенка к
собственному внутреннему миру и станете ему более понятны;
После прочтения
героической сказки неплохо спросить ребенка: «Как ты думаешь, откуда у героя
такая сила?» и натолкнуть на мысль, что таким можно стать. Ребенок понимает,
что, обладая этой силой (например, интеллект или хитрость), он сможет сделать
что-то важное для себя. И у него появляется желание этой силой обладать;
В сказках
с плохим финалом концовку можно изменить. Например, спасти Колобка.
Благополучный конец особенно важен для детей до 7 лет, когда они только
начинают понимать, что такое смерть; Но основной философский смысл сказки –
хвастался, вот и был съеден – должен быть сохранен. Конец может быть другим, только если колобок
изменит свое поведение. Такое изменение концовки сказки помогает научить
ребенка устанавливать причинно-следственные связи, находить другой выход в
проблемной ситуации. Помимо этого ребенок закрепляется в чувстве, что ошибки
можно избежать, если хорошенько подумать.
Читайте детям "страшилки”
-- это закаляет психику и характер. Переживание чувства всегда реально. У детей,
да и взрослых тоже, накапливается много страха, который остается не пережитым.
Сказка помогает «выплеснуть» этот страх, освободиться от него. Разумеется, к выбору таких сказок нужно
подходить осторожно: они не должны быть жестокими. Кроме того, желательно,
чтобы главный герой был ровесником вашего ребенка и не совершал никаких
преступных действий.
…………..
Как можно
больше читайте маленьким детям о таких проказниках, как Буратино, Пеппи Длинный
Чулок, Незнайка. Эти сказки развивают у ребенка чувство юмора и помогают легче
переносить шутки в свой адрес.
…………….
Сказки разные нужны, сказки
разные важны
В американских сказочных историях главные герои
работают, чтобы что-то получить. В русских же народных сказках герой ничего не
делает сам, ему помогает какая-то волшебная сила – щука, волшебное кольцо и
т.д., но в результате, тем не менее, получает полцарства. В реальной жизни мы
чаще всего действуем также – надеемся, что чудо придет само. Однако ребенку
важно читать и те, и другие сказки. Это формирует у него объективный взгляд на
жизнь, поскольку об одной и той же вещи он слышит и читает по-разному. Кроме
того, без чтения русских народных сказок он не сможет до конца понять страну, в
которой живет, ее менталитет.
Наши хитрости
Ребенка-непоседу бывает
очень сложно уговорить съесть ложку каши «за маму» или «за папу» – ему не
сидится на стуле, он всячески уворачивается от очередной порции. В этом случае
психологи советуют рассказать или прочитать малышу сказку -- волшебные истории всегда вызывают интерес у
детей и они успокаиваются.
Сказки читает Ольга
Короткова
|